Skip to main content

1991 — © STS

Эксплуатация вантовых мостов

Камалтдинов Владимир Рафаильевич
Ведущий специалист по расчетам строительных конструкций ООО «СТС»
Марченко Максим Сергеевич
Технический директор компании ООО «СТС»
Горячкин Владислав Сергеевич
Руководитель группы расчетов ООО «СТС»
Бойко Василий Владимирович
Специалист по расчетам строительных конструкций ООО «СТС»
Тулумбаев Ренат Рашидович
Главный инженер проектов компании ООО «СТС»
Вантовые, а также арочные мосты с подвесками из вант, по общему признанию специалистов, являются технически наиболее сложными направлениями мостостроения, включают в себя технологии и достижения многих смежных отраслей промышленности и отчасти считаются показателем уровня развития строительной отрасли государства в целом.

В Российской Федерации строительство вантовых мостов существенно активизировалось с началом XXI века, и на текущий момент мы можем отметить, что за период с 2000 года введено в эксплуатацию более 20 подобных объектов. Из них более половины — с пролетами свыше 200 м, включая Русский мост с мировым рекордом среди однотипных конструктивных схем. Практически все эти объекты построены с современными вантовыми системами из параллельных прядей от зарубежных поставщиков материалов, оборудования и технологии.

Строительство вантовых мостов в РФ не останавливается на достигнутом. Так, в 2022 году ведется строительство четырех объектов: через р. Шексну в Череповце, через р. Обь в Новосибирске, через р. Зею в Благовещенске и через Оку у г. Мурома на ав- тодороге М-12. При этом два последних сооружаются с отечественной вантовой системой СТС, которая успешно прошла сертификационные испытания в Техническом университете г. Вены на международные требования fib 89 к вантовым системам (фото 1).

Компания СТС поставляет вантовую систему с диапазоном от четырех до 91 прядей (фото 2), предоставляет в аренду оборудование и оказывает услуги по шефмонтажу. Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод о достаточно высоком уровне вантового мостостроения в России.

Однако залогом высокого уровня развития технологий является не только проектирование и строительство, но и безопасность и надежность в эксплуатации. Следует обратить внимание, что вантовые системы разрабатываются с заявленным сроком службы не менее 100 лет, однако на практике он не гарантируется поставщиками и строителями. Более того, гарантия от поставщика очень редко превышает пять лет, а по некоторым элементам (например, для гидравлических демпферов) может составлять и вовсе два года. В таком случае, на каком основании проектировщики и строители заявляют срок службы вантового моста в 100 лет? Ответ заключается в правильной эксплуатации, которая регламентируется двумя аспектами.

Во-первых, при осуществлении поставки материалов и монтаже вантовых систем иностранные компании предельно четко устанавливают сроки и объемы работ по их обследованию и обслуживанию, при соблюдении и выполнении которых обеспечивается заявленный срок службы в 100 лет. Так, например, обследовать концы прядей и клиновых зажимов в анкерах на предмет коррозии необходимо каждые пять лет при объеме выборки не менее 25% от общего количества анкеров, чтобы к 20 годам после монтажа вант были обследованы пряди во всех анкерах.

Во-вторых, срок службы должен обеспечиваться обязательным соблюдением вступившего в действие в 2021 году ГОСТ Р 59629-2021 «Системы вантовые мостовых сооружений. Требования к эксплуатации», в котором законодательно установлены периодичность и состав работ по надзору и мониторингу, содержанию и ремонту вантовых систем. Введение в действие данного стандрта позволяет компаниям-эксплуатантам обоснованно планировать работы и затраты, которые необходимы для обеспечения безопасности и надежности вантовых мостов.

Для мостов с вантовыми системами иностранных поставщиков вопрос эксплуатации становится особенно актуальным именно в настоящее время, когда, с одной стороны, срок их службы подходит к диапазону 10–15 лет с момента окончания монтажа, а с другой стороны, зарубежные материалы и оборудование становятся трудно- или совсем недоступными.

Здесь необходимо отметить, что работы по обслуживанию вантовых систем, особенно в части измерения усилий, в части снятия колпаков (крышек) анкеров для обследования прядей, повторного инъецирования анкеров материалами на основе парафина (фото 3) и т. п. имеют много общего с эксплуатацией систем предварительного напряжения защитной оболочки (СПЗО) на атомных электростанциях.

Компания «СТС», кроме поставки и монтажа СПЗО на строящиеся АЭС, имеет многолетний опыт работ по их обслуживанию на нескольких действующих станциях: Ростовской, Ленинградской и Нововоронежской.

Учитывая наши знания и опыт, наличие персонала и собственного специализированного оборудования, мы готовы предложить достаточно большой перечень работ по эксплуатации вантовых систем, таких как замена прядей, замена датчиков усилия на прядях, обследование прядей в анкерах со снятием колпаков и повторным инъецированием, испытания и ремонт прядей, ремонт вантовой оболочки из полиэтилена, ревизия демпферов, измерение усилий в вантах и т. д.

Наличие собственной аккредитованной лаборатории, конструкторского бюро, отдела проектирования измерительной аппаратуры, современного производства и строительных подразделений позволяет компании «СТС» выполнить любые индивидуальные и технически сложные работы в составе эксплуатации мостов с вантовыми системами.

Ссылка для цитирования:
Эксплуатация вантовых мостов // Дороги. Инновации в строительстве №103. 2022. с. 64-65.