В вантовых мостах нагрузка на балку жесткости передается на опору через систему тросов (вант), эффективно работающих только на растяжение. В качестве основного несущего элемента в вантах используется оцинкованная высокопрочная прядь с низкой релаксацией покрытая воском и защищенная ПЭВП оболочке. Прядевый пучок фиксируется цангами одним концом к пассивному анкеру, а другим – к активному, чаще всего расположенному в балке жесткости. Для защиты от атмосферных осадков пучок расположен в вантовой оболочке, отличительной особенность которого является наличие спиралевидного внешнего буртика. В местах, наиболее подверженных непосредственному механическому воздействию, устанавливаются антивандальные трубы. При длине вант более 80 м на них монтируются демпферы, которые уменьшают энергию, возникающую из-за воздействия сильного ветра, тем самым предотвращая появление повреждений.
Основными преимуществами вантовых мостов являются:
– возможность перекрывать большие пролеты (от 100 м и более);
– высокая экономичность, определяемая минимальными расходами материалов и стоимость на 1м2 полезной площади моста;
– использование вант для монтажа балки жесткости без временных опор, что сокращает сроки, трудоемкость и стоимость строительства;
– разнообразие систем и конструктивных форм пилонов обеспечивает архитектурно-эстетические достоинства.
Относительно небольшая высота и размеры поперечного сечения балок жесткости даже при достаточно больших пролетах делают их благоприятными для изготовления на заводах металлоконструкций, устраняют необходимость членить их по высоте на блоки из условий перевозки и упрощают монтаж. Вантовые пролетные строения по расходу стали при пролетах более 100 м всегда экономичнее балочных стальных или сталежелезобетонных.