Соединение арматуры

При строительстве зданий и сооружений широко применяются конструкции из монолитного железобетона. Но технология работы с этим материалом всегда связана с большим объемом арматуры и сопутствующих работ.

Затраты на арматуру нередко составляют значительную часть общей стоимость объекта – особенно если учесть не только стоимость ее закупки, но и сопутствующие трудозатраты. Кроме того, всегда остро стоит вопрос соединения арматуры для достижения конструкторских целей.

Общепризнанным можно назвать мнение о том, что дальнейшее применение сварки и нахлесточных соединений в качестве способов создания равнопрочных арматурных стыков не имеет никакого практического смысла. Гораздо перспективнее выглядит использование технологии стыкования арматуры с помощью муфт.

Виды соединений

В мировой строительной практике для механического соединения арматуры используются два вида муфт – обжимные и резьбовые.

Обжимные

При устройстве обжимного стыка потребуется втулка, изготовленная из трубы с толстыми стенками. Тонкая труба не позволит обеспечить достаточную надежность соединения. Кроме того, она может не выдержать процесс обжима.

Втулку надевают на арматурные стержни так, чтобы место их смыкания находилось точно в середине втулки. Симметрия – залог прочности будущего соединения.

На следующем этапе в дело вступает гидравлический пресс – он несколько раз обжимает муфту по всей длине с перехлестом от 3 до 6 мм. Специальные сменные штампы позволяют работать с арматурными стержнями разных диаметров – перенастройка пресса происходит быстро и сравнительно просто.

Резьбовые

Технология соединения с применением резьбовых муфт несколько отличается от обжимного стыкования – требуется резьбонарезной станок. Желательным можно назвать его наличие прямо на строительной площадке – это позволяет избежать сложной логистики и лишних перевозок, а также значительно сэкономить время.

С помощью станка на концах арматурных стержней нарезается коническая или цилиндрическая резьба под резьбовую муфту. Далее происходит скручивание арматурных стержней специальным динамометрическим ключом.

Преимущества

Обеспечение надежного соединения арматуры в строительстве имеет решающее значение по нескольким причинам:

  • арматура обеспечивает прочность и устойчивость конструкции в долгосрочной перспективе, делает их более прочными и способными выдерживать огромные нагрузки;
  • неправильное или слабое соединение арматуры может привести к структурным нарушениям, что может представлять угрозу безопасности людей, находящихся внутри или рядом со зданием или сооружением;
  • строительные нормы и стандарты четко регулируют требования к использованию арматуры – соблюдение этих требований является обязательным для обеспечения качества строительства и соблюдения законодательства.

Основными неоспоримыми преимуществами современных технологий стыкования арматуры являются:

  • повышение скорости арматурных работ;
  • возможность устройства переходного соединения;
  • экономия материалов;
  • гарантированная прочность стыка;
  • нет необходимости в специально аттестованном персонале.

Стоимость устройства механического соединения сопоставима со стоимостью перерасхода арматуры при стыковке ее методом нахлеста, но при этом трудозатраты гораздо ниже, чем при соединении арматуры сваркой.

Надежность

Лучше всего надежность механического соединения арматуры муфтами демонстрирует сейсмическая нагрузка высокой интенсивности. При повышенных сейсмонагрузках происходит полное или частичное разрушение бетона, нередко страдают и арматурные стержни. Постройки и другие конструкции испытывают нагрузки, близкие к их пределу прочности.

В такой ситуации надежность здания зависит от прочности арматурного каркаса, в частности и от качества стыковки арматуры. Многочисленные испытания, проведенные в ведущих лабораториях, показывают, что только механические соединения арматуры великолепно работают за областью упругих деформаций, и на сегодня это, пожалуй, единственная технология, которая может надежно и эффективно применяться для строительства объектов, находящихся в сейсмоопасных районах.


1991 –  © STS