Стыкование арматуры

В последнее время в строительстве зданий и сооружений применяются конструкции из монолитного железобетона. Но эта технология непосредственно связана с большим объемом арматурных работ, которые составляют по трудозатратам и продолжительности основную часть стоимости объекта.
Уже общепризнанно, что дальнейшее применение сварки и нахлесточных соединений, как способов создания равнопрочных арматурных стыков, не имеет никакого практического смысла. Гораздо перспективнее выглядит использование технологии стыкования с помощью муфт.
Стоимость устройства механического соединения сопоставима со стоимостью перерасходуемой арматуры при стыковании ее методом нахлеста, но при этом трудозатраты гораздо ниже, чем при соединении арматуры сваркой.
В мировой строительной практики, в основном, для механического соединения арматуры используются два вида муфт – обжимные и резьбовые. При устройстве обжимного стыка специально изготовленная из толстостенной трубы втулка надевается на арматурные стержни так, чтобы внутри они соединялись посередине. Далее гидравлическим прессом производят несколько раз обжатие муфты с перехлестом от 3 до 6 мм по всей длине. Благодаря использованию сменных штампов, можно быстро перенастроить пресс для соединения других диаметров арматурных стержней.
Технология соединения с применением резьбовых муфт несколько отличается от обжимного стыкования. В самом начале на строительной площадке с помощью специального резьбонарезного станка на концах арматурных стержней нарезается коническая или цилиндрическая резьба. Далее происходит скручивание арматурных стержней специальным динамометрическим ключом.

Основными неоспоримыми преимуществами этой технологии являются:
– повышение скорости арматурных работ;
– возможность устройства переходного соединения;
– экономия материалов;
– гарантированная прочность стыка;
– нет необходимости в специально аттестованном персонале.

При сейсмических воздействиях большой интенсивности на конструкции происходит частичное или полное разрешение бетона и вместе с арматурными стержнями соединения испытывают нагрузки, близкие к их пределу прочности. Именно в такой момент надежность здания зависит от прочности арматурного каркаса, в котором ответственным моментом является стыковка арматуры. Многочисленные испытания, проведенные в ведущих лабораториях, показывают, что только механические соединения арматуры великолепно работают за областью упругих деформаций, и на сегодня это, пожалуй, единственная технология, которая может надежно и эффективно применяться для строительства объектов, находящихся в сейсмоопасных районах.

1991– © STS