Skip to main content

1991 — © STS

Преднапряжение и не только

Применение передовых разработок и достижений в сфере преднапряженного железобетона является одной из актуальных задач развития строительной отрасли, включая, конечно же, и мостостроение. В России на этой тематике специализируется АО «Институт Технологий Преднапряжения» (ИТП), в том числе систематически организуя профильные мероприятия. Так, 29 марта в Санкт-Петербурге прошла VIII научно-практическая конференция «Итоги 2018 года. Развитие материалов, оборудования и технологий преднапряжения в строительстве». Особое место в деловой программе заняли выступления представителей компании «СТС».

Конференция роста

Конференции АО «ИТП» стали ежегодной традицией. В этом формате представляются последние достижения в сфере преднапряжения железобетонных конструкций как в целом, так и в отдельных областях строительства, в том числе мостов и путепроводов.

Интерес к конференции год от года растет. Увеличивается число посетителей, а количество докладов уже не умещается в рамки однодневного мероприятия. Расширяется и география конференции: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Минск, Киев, Казань, Алматы, Астана, Душанбе.

Организаторы особо отмечают большой интерес к мероприятию со стороны студентов, молодых научных работников и специалистов. Для них конференция является практически единственной профессио- нальной площадкой, где можно получить актуальную информацию по современной системе преднапряжения и связанным с нею новым направлениям развития строительных материалов, оборудования и технологий. Приходится признать, что российские научные институты и вузы в этой сфере на сегодняшний день не шагают в ногу со временем, а некоторые НИИ, занимавшиеся такой проблематикой, прекратили свое существование. Из-за «информационного голода» именно молодежь задает больше всего вопросов. Это очень радует организаторов и даже имеет для Института Технологий Преднапряжения практическую пользу — помогает найти новых перспективных, заинтересованных в профессиональном росте сотрудников.

Что же касается деловой программы конференции, прошедшей 29 марта, то, прежде всего, директор по проектированию АО «ИТП» Максим Марченко представил сравнительный анализ по эффективности применения напрягаемой арматуры в различных зданиях и сооружениях. Накопленный большой объем рабочих проектов с преднапряжением и наличие современных программ по проектированию SOFiSTiK и Tekla позволили определить наиболее рациональное расходование напрягаемой арматуры из расчета на 1 м3 бетона конструкции: мостов, перекрытий зданий, промышленных полов, силосов, хранилищ СПГ, оболочек АЭС (рис. 1).

Решения СТС

С техническим директором ООО «СТС» Сергеем Ситниковым обсуждались инновационные деформационные швы и опорные части мостов из сверхвысокопрочного сталефибробетона, а также вопрос эффекта применения сверхвысокопрочного сталефибробетона в деформационных швах и опорных частях. Этот новый материал по своим позитивным для строительства свойствам приблизился к граниту и имеет уникальные характеристики: сопротивление сжатию — 151 МПа, сопротивление растяжению — 11 МПа, проницаемость — W 100, морозостойкость — F 800, бетон самоуплотняющийся. При его применении не требуются щебень и, как правило, арматура, а потребность в стальной фибре составляет 2% (рис. 2, 3).

Этот материал можно отнести к материалам «Четвертой технологической революции», так как применение его в изделиях дает существенный технологический эффект изготовления, монтажа и эксплуатации:

  • прочность в 3–4 раза выше, чем у бетонов, используемых для мостов;
  • вес изделий в 3 раза легче стальных конструкций;
  • изготовление деталей не требует применения металлорежущего и шлифовального оборудования;
  • не требуется процедур по гальваническому и лакокрасочному покрытию;
  • литье в форму жидкого СУФБ позволяет получить сложные поверхности;
  • отсутствие корродирующих металлических деталей;
  • изготовление изделия за 2–3 дня;
  • при изготовлении не требуется высококвалифицированной рабочей силы.

Заместитель технического директора ООО «СТС» Артем Лаптев продемонстрировал особенности устройства грунтовых анкеров с напрягаемой арматурой из прядей: временный, постоянный и извлекаемый. Последний, наконец, решил проблему извлекаемости такого типа анкеров других конструкций. Кстати, извлекаемый анкер является отличным примером новой разработки в ответ на потребности строительного общества. Многолетний опыт компании «СТС» позволяет создать грунтовый анкер с любым усилием извлечения, которое потребуется проектировщикам (рис. 4).

Главный инженер ООО «СТС» Александр Кириченко рассказал о расширении применения систем преднапряжения на примере реализованных проектов. Среди них усиление путепровода на 1002 км автотрассы «Дон», надвижка моста через р. Хопер (Heavy shifting), реконструкция моста через р. Юганская протока (Heavy lifting), логистический комплекс «Белый Раст» в Подмосковье, монтаж и натяжение вертикальных пучков длиной 100 м в высотном здании в Екатеринбурге, стадион «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, участок Северо-Восточной хорды в Москве, притерминальная развязка аэропорта Домодедово, взлетно-посадочная полоса (ВПП-3) в Шереметьево, системы преднапряжения защитных оболочек АЭС (НВАЭС-2, БелАЭС, ЛенАЭС, КурАЭС, РосАЭС, «Аккую» и т. д.). Особо стоит отметить применение упоров из сверхвысокопрочного сталефибробетона при ремонте путепровода на 1002 км магистрали «Дон», где было успешно передано усилие пучков прядей при шпренгельном усилении балок. Это можно назвать важным событием в развитии российских систем преднапряжения.

Ссылка для цитирования:
Преднапряжение и не только // Дороги. Инновации в строительстве №77. 2019. с. 74-75.