Skip to main content

1991 — © STS

Прочность анкерной зоны предварительно напряженного пролетного строения на местные напряжения раскалывания

Антонов Максим Анатольевич
Специалист по расчетам строительных конструкций компании ООО «СТС»
Марченко Максим Сергеевич
Технический директор компании ООО «СТС»
Горячкин Владислав Сергеевич
Руководитель группы расчетов ООО «СТС»
Бетон анкерной зоны предварительно напряженного железобетонного элемента находится в сложном напряженно-деформированном состоянии. Область бетона, расположенная за анкерным устройством, испытывает значительные местные растягивающие напряжения – напряжения раскалывания, направленные поперек продольного усилия от предварительного обжатия.
В большинстве случаев анкерные зоны в главных балках пролетных строений мостовых конструкций расположены у опорных сечений. Таким образом, в рассматриваемой области может находиться густое армирование для восприятия поперечной силы, а также крутящего момента. Однако помимо армирования, предусмотренного в рамках общей работы главной балки в составе пролетного строения, необходимо предусматривать дополнительное поперечное армирование для восприятия местных напряжений раскалывания.
Действующие отечественные нормативные документы при подборе армирования данных зон требуют от проектировщика учитывать напряженно-деформированное состояние, однако не предоставляют методику расчета.
В данной статье представлен метод подбора поперечного армирования на восприятие напряжений раскалывания для предварительно напряженной железобетонной главной балки путепровода с большим количеством анкеров стаканного типа АКС-19 (ООО «СТС», Москва) на торце. Рассмотрено два расчетных случая: первый при расположении анкерной зоны над опорной частью (учитывается влияние опирания главной балки на напряженно-деформированное состояние бетона анкерной зоны); второй при расположении анкерной зоны на границе секций бетонирования пролетного строения (напряженно-деформированное состояние бетона анкерной зоны определяется непосредственно предварительным напряжением пучков высокопрочного армирования). Выполнено описание применяемых расчетных схем с указанием предпосылок и допущений в расчете. Приведены результаты расчётов усилий и подбора дополнительного поперечного армирования.

Введение

Активное развитие городских транспортных сетей, а также строительство новых дорог федерального значения влечет за собой большой объем проектных и строительных работ в области мостовых сооружений. Мосты, виадуки, экодуки, путепроводы и эстакады в составе многоуровневых транспортных развязок требуют подход к проектированию, позволяющий подобрать наиболее эффективные конструкции с точки зрения экономической целесообразности и технологии производства работ. В поставленных задачах широкое распространение имеют конструкции из предварительно напряженного железобетона с натяжением на бетон.
В рамках проектных работ специалистами ООО «СТС» выполняются пространственные расчеты монолитных предварительно напряженных железобетонных пролетных строений, в том числе расчеты анкерных зон.
Анкерная зона предварительно напряженного элемента включает в себя две основные зоны напряженно-деформированного состояния (рис. 1):
– локальная зона (находится непосредственно у анкерного устройства, действуют существенные сжимающие напряжения. Является зоной ответственности производителя системы предварительного напряжения);
– общая зона (находится вокруг локальной зоны, действуют растягивающие напряжения отслаивания и раскалывания. Является зоной ответственности разработчика проектной документации).
В соответствии с [1] и [2] армирование зоны передачи на бетон сосредоточенных усилий следует выполнять с учетом напряженно-деформированного состояния этой зоны, определяемого методами теории упругости или другими обоснованными способами расчета на местные напряжения.
Методы расчета местных напряжений раскалывания изложены как в отечественных источниках [3], [4], так и в зарубежных нормативных документах [5], [6], руководствах [7] и статьях [8], [9], [10]. Однако, ввиду сложности напряженно-деформированного состояния в перечисленных документах [3], [4], [6], [7] не приводится общий метод расчета для большой группы анкеров, расположенной на торце предварительно напряженного элемента. В [5] же расчет раскалывающих усилий предлагается производить от суммарного усилия натяжения всех пучков высокопрочной арматуры, расположенных на торце элемента, что приводит к завышенному армированию анкерной зоны.
В общем виде формула расчета суммарного раскалывающего усилия от натяжения одного пучка, расположенного в центре тяжести сечения, выглядит следующим образом (Формула 1):
где P – контролируемое усилие натяжения пучка;
a – ширина анкерного устройства;
h – высота балки.
В соответствии с методом симметричной призмы Гийона, описанному в [6], формула расчета суммарного раскалывающего усилия от натяжения одного пучка, расположенного с эксцентриситетом, выглядит следующим образом (Формула 2):
где e – расстояние от оси пучка до ближайшей грани элемента.
Схемы к расчетам по формулам 1 и 2 представлены на рисунке 2.
Целью авторов статьи является разработка методики расчета раскалывающих усилий для группы пучков с учетом положения каждого пучка относительно поперечного сечения балки, размеров анкерного устройства, а также взаимного влияния от последовательного натяжения отдельных пучков высокопрочного армирования. Итогом расчета анкерной зоны на локальные напряжения раскалывания является подбор дополнительного поперечного армирования главной балки пролетного строения путепровода.

Материалы и методы исследования

В рамках данной статьи рассмотрен расчет прочности анкерной зоны (подбор дополнительного поперечного армирования) на местные напряжения раскалывания. К расчету принята анкерная зона главной балки путепровода с 12 анкерами АКС-19 (пряди К7-15,7-1860 по ГОСТ Р 53772-2010) на торце (рис. 3). Усилие натяжения одного девятнадцатипрядевого пучка составляет 3919 кН, что соответствует 1,1Rp = 1375 МПа.
Для определения усилий раскалывания в зоне за анкерами применяется метод конечных элементов.

Описание расчетных схем

Выполнены расчетные схемы анкерных зон в плоской линейной постановке в программном комплексе SOFiSTiK:
– Схема №1 (рис. 4) моделирует анкерную зону на опоре (учет влияния опорной части на НДС анкерной зоны);
– Схема №2 (рис. 5) моделирует анкерную зону на границе секций бетонирования, расположенную на расстоянии 6 м от оси промежуточной опоры.
Каждая расчетная схема представляет собой оболочечный элемент толщиной 450 мм (соответствует шагу анкеров поперек оси главной балки), на торец которого передается нагрузка от пучков напрягаемого армирования. Граничные условия приняты в соответствии с типом опирания для каждой расчетной схемы.

Анализ результатов расчета усилий раскалывания

В расчете рассмотрены результаты натяжения каждого пучка отдельно, а также суммарного натяжения всех пучков (сложение отдельных натяжений по принципу суперпозиции). Для анализа результатов по плитным элементам вдоль осей расположения анкеров заданы сечения, по которым построены эпюры усилий.
В первую очередь рассмотрены результаты по расчетной схеме №1 (на опоре). Эпюры нормальных сил в вертикальном направлении представлены на рисунках 6-10.
По эпюрам на рисунках 6-10 для расчетной схемы №1 сделаны следующие выводы:
– наибольшие раскалывающие усилия для рассматриваемых анкеров возникают при отдельных их натяжениях;
– зоны раскалывания (часть эпюры с положительным знаком) различны по длине в зависимости от положения анкера по высоте главной балки. Для анкеров №1 и №4 равны 1,25 м, для №2 и №3 – 2,0 м. В расчете длина зоны раскалывания ограничивается размером высоты балки, т.к. за пределами данной области поперечные растягивающие усилия незначительны;
– значения эпюр для пар симметрично расположенных анкеров №1 и №4, №2 и №3 различны из-за влияния опорной части;
– при сложении нагрузок от натяжения происходит уменьшение значений растягивающих усилий для каждой эпюры, а также перераспределение растянутой части эпюр вдоль оси балки.
Далее рассмотрены результаты по расчетной схеме №2 (на границе секций бетонирования). Эпюры нормальных сил в вертикальном направлении представлены на рисунках 11-15.
По эпюрам на рисунках 11-15 для расчетной схемы №2 сделаны следующие выводы в дополнение к выводам по расчетной схеме №1:
– эпюры для анкеров №1 и №4, а также №2 и №3 зеркальны соответственно. Это логично из-за отсутствия влияния опорной части на анкеры №3 и №4;
– значения соответствующих эпюр для анкеров №1 и №2 в расчетных схемах аналогичны.
В таблицу 1 сведено сравнение результатов расчетов методом конечных элементов и аналитическим методом по формулам, представленным выше.

Таблица 1. Механические характеристики материалов.

Номер анкераСуммарное усилие раскалывания от натяжения одного пучка, кНСуммарное усилие раскалывания от натяжения всех пучков, кН
МКЭАналитический методРазницаМКЭ
№1 (Расчетная схема №1)611631-3,17%528
№2 (Расчетная схема №1)878806+8,93%647
№1 (Расчетная схема №2)621631-1,58%557
№2 (Расчетная схема №2)808806+0,25%693
№3 (Расчетная схема №2)810806+0,50%699
№4 (Расчетная схема №2)613631-2,85%551
По результатам сравнения результатов расчетов двумя методами сделаны следующие выводы:
– аналитический метод применим для одного пучка на торце;
– усилия раскалывания после натяжения всех пучков меньше, чем при натяжении каждого отдельно.

Результаты подбора поперечного армирования

На основании сделанных ранее выводов подбор дополнительного поперечного армирования на местные напряжения раскалывания производится для анкеров №1 и №2.
Для расчета армирования на раскалывание выделена растянутая зона эпюра для анкеров 1 и 2. Для анкера 2 зона ограничена размеров высоты балки от ее торца. Выделенные зоны эпюр представлены на рисунках 16 и 17. По данным эпюрам в табличном виде собрано суммарное раскалывающее усилие (как сумма произведений погонных значений нормальной силы в элементе на длину элемента).
По полученным суммарным раскалывающим усилиям выполнен подбор дополнительного поперечного армирования главной балки, сведенный в таблицу 2. В качестве допущений принято, что суммарное растягивающее усилие воспринимается поперечным армированием равномерно по всей длине зоны раскалывания, а работа бетона на растяжение не учитывается.

Таблица 2. Подбор поперечного армирования для анкеров №1 и №2 по расчетной схеме №1.

ПараметрЗначения параметра для анкера
№1№2
Суммарное усилие раскалывания, кН621878
Расчетное сопротивление арматуры А400 Rs, МПа350350
Требуемая суммарная площадь армирования Aтреб, см217,725,1
Длина зоны раскалывания (определена по эпюре, но не более высоты балки), м1,252,00
Требуемая площадь армирования на погонный метр длины главной балки Aтреб, пог., см214,212,5
Принятый шаг стержней поперечного армирования вдоль оси балки, мм150150
Принятое число стержней в одной плоскости, шт.22
Требуемая площадь одного стержня для принятых шага и количества, см21,060,94
Требуемый диаметр одного стержня для принятых шага и количества, мм11,610,9
Принятый диаметр одного стержня для принятых шага и количества, мм1212
На основании расчета, представленного в таблице 2, при конструировании армирования зоны раскалывания определяющим является анкер №2, которому необходимо установить два стержня ⌀12 А400 с шагом 150 мм на длине, ограниченной высотой балки от ее торца.
В данном расчете не рассмотрено влияние рядов анкеров, расположенных поперек оси балки. Однако, на основании данного расчета можно сделать вывод о том, что в процессе натяжения других рядов анкеров, в рассматриваемой зоне раскалывания усилия будут изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. И после окончания работ по натяжению всех пучков суммарное усилие раскалывания для каждого анкера будет меньше, чем в процессе работ по натяжению. Расчет раскалывающих усилий в горизонтальном направлении аналогичен расчету по схеме №2 (без опорной части).
Таким образом, в соответствии с выполненным расчетом предлагается следующая схема армирования на раскалывание, устанавливаемого на расстоянии высоты балки от ее торца (рис. 18). В качестве допущения принято, что стержень между анкерами работает на оба анкера и этого достаточно при включении в работу стержней, установленных в отдалении от рассматриваемой зоны раскалывания, а также при определенной последовательности натяжения анкеров на торце, допускающей поочередное увеличение/уменьшение усилий раскалывания в рассматриваемой зоне.

Выводы

  • Аналитический метод применим для одного пучка на торце;
  • Для группы пучков аналитический метод нецелесообразен, суммирование усилий натяжения приводит к завышенному армированию;
  • Усилия раскалывания после натяжения всех пучков меньше, чем при натяжении каждого отдельно;
  • Для группы пучков в расчёте необходимо учитывать их положение относительно поперечного сечения балки, размеры анкерного устройства, а также последовательность их натяжения;
  • При подборе дополнительного поперечного армирования допускается учитывать основное поперечное армирование, полученное при расчете наклонных и пространственных сечений в стадии эксплуатации (в стадии натяжения усилия от внешних нагрузок меньше, чем в эксплуатации; а в стадии эксплуатации сила предварительного напряжения меньше, чем при натяжении).
Список литературы:
  • СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* [с Изменениями N 1, 2, 3]. М.: Стандартинформ, 2019. 340 с.
  • СП 63.13330.2018 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения [c Изменениями N 1, 2]. М.: ФГБУ "РСТ", 2022. 140 с.
  • Власов Г.М., Устинов В.П. Расчет железобетонных мостов. – М.: Транспорт, 1992. 256 с.
  • Е.Е. Гибшман, М.Е. Гибшман. Теория и расчет предварительно напряженных железобетонных мостов. – М.: Автотрансиздат, 1963. 393 с.
  • ACI 318-19 Building Code Requirements for Structural Concrete. Farmington Hills, MI: American Concrete Institute, 2019. 623 p.
  • AASHTO Load and Resistance Factor Design. Bridge Design Specifications, fifth edition. Washington, DC: American Association of State Highway and Transportation Officials, 2010. 1623 p.
  • Post-Tensioning Manual, sixth edition. Chapter VIII Anchorage zone design. Phoenix, AZ: Post-Tensioning Institute, 2000. 46 p.
  • David Sanders. Design and behavior of anchorage zones in post-tensioned concrete members, Ph. D. Dissertation: The University of Texas at Austin, 1990. 575 p.
  • Daniel Axson. Ultimate bearing strength of post-tensioned local anchorage zones in lightweight concrete. Blacksburg, VA: Virginia Polytechnic Institute and State University, 2008. 92 p.
  • Monika Jain, Rajendra Khapre. Post-tensioned anchorage zone: A review // Structures. 2022. №46. p. 31-48.
Ссылка для цитирования:
Антонов М. А., Марченко М. С., Горячкин В. С. Прочность анкерной зоны предварительно напряженного пролетного строения на местные напряжения раскалывания // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025. № 1 (73). С. 57–67. DOI 10.52170/18159265_2025_73_57