Skip to main content

1991 — © STS

Прочность узла анкеровки пучков напрягаемой арматуры при предварительном напряжении на бетон

Камалтдинов Владимир Рафаильевич
Ведущий специалист по расчетам строительных конструкций ООО «СТС»
Марченко Максим Сергеевич
Технический директор компании ООО «СТС»
Горячкин Владислав Сергеевич
Руководитель группы расчетов ООО «СТС»
Бойко Василий Владимирович
Специалист по расчетам строительных конструкций ООО «СТС»
Тулумбаев Ренат Рашидович
Главный инженер проектов компании ООО «СТС»
Анкерная зона преднапряженного арматурного элемента является критически важной областью железобетонной конструкции. Зоной ответственности производителя системы преднапряжения является только локальная зона – область бетона, для которой подбирается косвенное армирование. Выполненный авторами анализ отечественной и иностранной литературы показал, что при использовании сложных форм анкерных устройств косвенное армирование затруднительно подбирать аналитическими методами, а изменения в его конструкции необходимо подтверждать натурными испытаниями.
В статье представлен опыт подбора косвенного армирования для анкера стаканного типа ОС-55 компании ООО «СТС», имеющего сложную форму и использующегося в СПЗО (система предварительного напряжения защитной оболочки) АЭС. Приведены требования к испытаниям анкерных зон. Выполнено описание расчетных схем с указанием применяемых моделей и свойств материалов, допущений в расчете. Описана методика испытания согласно европейским нормам с указанием этапов нагружения, контролируемых параметров и схемой установки измерительных приборов. Приведены результаты расчётов, испытаний и их сравнение. Разница между расчетными и экспериментальными значениями перемещений опорной поверхности стакана составила не более 2,9% при уровнях нагружения 80-105% от разрывного усилия арматурного элемента. По методикам двух отечественных нормативных документов определены расчетные значения ширины раскрытия трещин на уровне нагрузки 80% от разрывного усилия. Проведено сравнение теоретических и фактических значений, разни-ца составила не более 3,5%.
На основе сравнения результатов расчетов с экспериментальными данными, полученными при испытании, сделан вывод об успешной верификации принятой методики расчета анкерных зон.

Введение

Конструкции с натяжением высокопрочной арматуры на бетон в настоящее время широко применяются во многих сферах строительства (мосты, АЭС, резервуары СПГ (сжиженного природного газа), цементные силосы, плавучие платформы, гражданское высотное строительство), обеспечивая прочность, долговечность, жесткость конструкций при значительно меньших затратах на строительство и эксплуатацию.
Совершенствование материалов, используемых в строительной отрасли, применение высокопрочных бетонов в конструкциях для снижения нагрузок от собственного веса и увеличения длин перекрываемых пролетов требует от производителей систем преднапряжения более детального анализа поведения бетона в критически важных областях конструкций, какими являются зоны анке-ровки напрягаемых элементов.
Зона анкеровки – область бетона за анкерным устройством, где сосредоточенная сила от натяжения арматурного элемента начинает распределяться по конструкции. Данная зона в свою очередь делится на две области – местную (локальную) и общую. Схема зоны анкеровки приведена на рисунке 1.
Общая область влияния анкера является зоной ответственности разработчика проектной документации. Производитель системы преднапряжения несет ответственность только за локальную зону, и в его интересах для снижения стоимости и трудозатрат проводить работу по оптимизации косвенного армирования, сохраняя при этом надежность конструкции.
В настоящее время основным используемым устройством для анкеровки напрягаемых элементов СПЗО является анкер стаканного типа АКС-55, имею-щий форму конуса с одной или несколькими ребордами. Такая форма анкера подразумевает его работу преимущественно на сжатие в отличие от плоских плит на поверхности бетона, что позволяет использовать такой материал, как чугун и сокращать затраты на производство. Анкер стаканного типа представ-лен на рисунке 2.
Европейские нормативные документы [1], национальные методические пособия к ним [2], американские нормы [3] и [4], руководство PTI [5], иностранные статьи [6] и [7] описывают расчеты анкерных зон аналитическими метода-ми: методом Гийона, Мёрша или Леонгардта, каркасностержневой моделью (strut and tie model) или их комбинациями. Для анкеров сложной формы, имеющих несколько опорных поверхностей в виде реборд, такой подход позволяет выполнить предварительный расчет, но не дает полного представления о рас-пределении напряжений.
Отечественные нормативные документы и учебные пособия, в частности [8] и [9], устанавливают требования к косвенному армированию анкерных зон только в виде обеспечения несущей способности на местное действие сосредоточенной нагрузки. Расчет на местное сжатие основан на предположении о распределении напряжений в бетоне под анкерным устройством, представляющим собой плоскую стальную плиту прямоугольной либо круглой формы.
При необходимости использования анкеров со сложной геометрией иностранные нормы предъявляют требования к проведению натурных испытаний.
Положение анкера стаканного типа в теле бетона и наличие реборд значительно меняют картину распределения напряжений в локальной зоне относительно плитного варианта, позволяют уменьшать размеры и количество косвенного армирования, но требуют больше временных затрат на проектирование этих элементов.
Цель данной работы состоит в подборе косвенного армирования для анкерной зоны опорного стакана ОС-55 компании ООО «СТС», его расчете и испытании для подтверждения возможности использования в конструкции защитной оболочки АЭС. При этом необходимо, чтобы косвенное армирование удовлетворяло следующим параметрам:
– производство предпочтительно из одного арматурного стержня полной длиной не более 11,7 м;
– уменьшение массы спирали относительно исходного варианта.
Требования по оптимизации косвенного армирования объясняются стремлением к упрощению процесса монтажа, повышению точности установки и сокращению стоимости устройства анкерной зоны.

Материалы и методы исследования

Для подтверждения возможности использования новых видов косвенного армирования необходимо проводить натурные испытания на основании требований [10] и отечественных нормативных документов:
– согласно [10] и [11] анкерная зона должна выдерживать испытательную нагрузку в размере 110 % от разрывного усилия арматурного элемента, что превышает требования [8] в 95 %;
– ширина раскрытия трещин при достижении испытательной нагрузкой значения, составляющего 80 % от разрывного усилия напрягаемого элемента, не должна превышать 0,15 мм;
– показания деформаций и ширин раскрытия трещин должны стабилизироваться при циклическом нагружении.
На основе рекомендаций, изложенных в приложении С.4 [10], в качестве испытательного образца принята железобетонная призма с квадратным сечением 850х850 мм и высотой 1700 мм. Согласно [10] габаритные размеры имеют зависимость от расстояния между соседними анкерами, то есть в данном случае являются величиной постоянной, обусловленной проектом.
В состав испытательного образца входят следующие части:
– призма из бетона B55, принятого с характеристиками согласно [12];
– тело опорного стакана ОС-55;
– спираль косвенного армирования;
– армирование призмы из стержней диаметром 14 мм из арматуры класса А500 по [12]. Количество подобрано из условия обеспечения процента армирования 50 кг/м3, что идёт в запас по сравнению с реальным армированием конструкций защитной оболочки.
Характеристики материалов приведены в таблице 1.
Таблица 1. Механические характеристики материалов.
Материал бетон1) сталь чугун
ВЧ 50
Составная часть моделипризмаарматурастакан
Модуль упругости, МПа390002)200000170000
Коэффициент Пуассона0,180,30,28
Предел прочности на сжатие, МПа39,51000
Предел прочности на растяжение, МПа2,6500
Предел текучести, МПа5003)320
Относительное удлинение при разрыве, %7
1) Для бетона с классом прочности B55 [12].
2) Начальный модуль упругости.
3) Для арматуры А500 [12]
Перед испытаниями проведена серия конечно-элементных расчетов для выбора подхода к учету совместного деформирования различных изделий из разных материалов, для предварительного определения параметров косвенного армирования и получения результатов для дальнейшей верификации.

Описание расчётных схем

Расчёты выполнены методом конечных элементов в пространственной постановке в программном комплексе Midas FEA NX. В одной расчетной модели совместно деформируются бетон, арматура и опорный стакан. При моделировании призмы использованы свойства симметрии, поэтому конечно–элементная модель представляет собой 1/2 часть от целой призмы. Общий вид расчетной схемы представлен на рисунке 3.
Бетонная призма и стакан заданы объёмными элементами типа Solid, имеющими преимущественно геометрию тетраэдров, стержни арматуры, хомутов и спирали представлены стержневыми элементами типа Embedded Truss. При этом элементы армирования имеют жёсткое соединение с элементами бетона призмы. Проскальзывание арматуры относительно бетона не допускается.
Сеткам конечных элементов стакана и призмы по поверхности общей границы назначены условия контактного взаимодействия. Применён общий тип контакта – узлы элементов смежных поверхностей не объединены между собой, допускается отрыв стакана от элементов призмы.
Материалам заданы нелинейные свойства. Для бетона выбрана модель Concrete Damaged Plasticity (CDP), которая описывает характер деформирования после наступления неупругих деформаций с помощью набора функций:
– упрочнения при сжатии;
– разупрочнении при растяжении;
– показателей снижения начального модуля упругости при растяжении и сжатии от неупругих относительных деформаций.
Материал анкерного стакана чугун ВЧ-50 задан по модели материала Мора-Кулона, так как его прочностные характеристики при растяжении и сжатии значительно различаются.
Нагрузка задана в виде вынужденного перемещения узлов опорной поверхности стакана. Величина перемещения составляет 5 мм и принята таким образом, чтобы превысить значение разрывной нагрузки для выбранного типа пучка напрягаемого армирования.
За критерий разрушения призмы принято отсутствие увеличения опорной реакции и дальнейшее её снижение при нарастающих вынужденных перемещениях.
Варианты косвенного армирования, рассмотренные в ходе расчетов сведены в таблицу 2. Исходный вариант – подтвержденный предыдущими испытаниями и широко применяющийся на предыдущих объектах.
Таблица 2. Рассмотренные варианты косвенного армирования.
Вариант косвенного армированияДиаметр стержня, ммДиаметр спирали (в осях), ммШаг витка спирали, ммДлина стержня, мМасса стержня,кгВысота спирали, мм
Исходный2565510018,671,67740
1256557511,745,08292
22565510011,745,08390
32565512511,745,08490
42565515011,745,08585
Итоговый2560010011,745,08595
Испытание проводилось согласно требованиям [10]. Цели испытания:
– цель 1 – подтверждение методики расчета прочности и деформаций анкерной зоны;
– цель 2 – проверка соответствия анкерной зоны требованиям [10].
За критерий выполнения цели 1 принято совпадение расчетных и фактиче-ских показателей деформаций, цели 2 – ограничение ширины раскрытия трещин, стабилизация раскрытия трещин и деформаций по [10].
Образец устанавливался на стенде, представленном на рисунке 4.
Расчетная нагрузка, соответствующая 100% от нормативного разрывного усилия пучка F=16879,5 кН, принята для 55 канатов типа «компакт» площадью 165 мм2 и разрывным напряжением 1860 МПа. Нагрузка увеличивалась поэтапно от 0,2F до 0,8F и после достижения уровня 0,8F выполнялось 10 медленных циклов нагружения от 0,12F до 0,8F. После циклического нагружения выполнялось непрерывное нагружение до уровня 1,1F. Схема нагружения представлена на рисунке 5.
В ходе испытания фиксировались:
– перемещения трех точек призмы вдоль оси пучка на каждой стадии приложения нагрузки, включая достижение максимального усилия;
– расположение, длина и ширина раскрытия трещин на боковой поверхности призмы для всех стадий нагружения до нормативного разрывного усилия пучка включительно;
– деформации боковой поверхности призмы в нагруженной зоне по схеме, приведенной в [10], для всех стадий нагружения до нормативного разрывного усилия пучка включительно;
Датчики для определения деформаций устанавливались согласно [10]. Схема установки датчиков представлена на рисунке 4. Датчики для определения деформаций имеют название А-1 – А-3 и Б-1 – Б-3.

Результаты расчётов и испытаний

В ходе расчетов определены параметры косвенного армирования (представлены в таблице 2) и его напряженное состояние. Результаты растягивающих напряжений в спирали косвенного армирования при уровне нагрузки 95% от разрывного усилия представлены на рисунке 6.
На рисунке 7 приведены результаты перемещений опорной поверхности стакана ОС-55, полученные в ходе испытания, и их сравнение с результатами расчетов в Midas FEA NX.
Результаты перемещений стакана в тело призмы показали хорошую сходимость с результатами расчетов в программном комплексе Midas FEA NX. Разница между результатами, полученными в Midas и при испытаниях составляет 2,8% для этапа 0,8F до начала циклических нагружений; 2,9% при усилии 1,05F и от 7 до 17,5% на промежуточных этапах. Все отклонения фактических перемещений получены в меньшую сторону от теоретических значений.
По результатам расчётов максимальная нагрузка, которую способна воспринять конструкция призмы составила 20278 кН, что превышает разрывное усилие в пучке на 32,1 %. При испытании призма выдержала требуемый уровень нагружения в 110% от разрывного усилия пучка, далее нагрузка не прикладывалась в целях безопасности и сохранности оборудования.
Расчет раскрытия трещин производился согласно методикам в [8] и [12] по результатам расчетов значений напряжений в хомутах призмы в Midas FEA NX. Для сравнения данных из Midas FEA NX с данными испытаний принят первый цикл нагружения (увеличение нагрузки от 0,12F до 0,8F).
Величина раскрытия трещин в ходе испытаний определялась с помощью микроскопа с ценой деления 0,01 мм. В протокол вносились средние по нескольким измерениям значения. Величина раскрытия трещин по результатам расчетов и испытаний приведена в таблице 3.
Таблица 3. Расчет раскрытия трещин по результатам расчетов Midas FEA NX по методикам [2] и [3] и сравнение с результатами испытаний.
Номер этапаИзменения усилия F,%Напряжения в боковых хомутах в конце этапа, МПаРаскрытие трещин по методике [8], ммРаскрытие трещин по методике [12], ммРаскрытие трещин по результатам испытаний, мм (сторона)
10-2014,50,0100,007АБВ
220-4094,90,0670,047
340-60148,70,1040,074
460-80203,10,1420,1020,1560,1320,123
580-95266,60,1870,133
Средняя величина раскрытия трещин по трем граням составила 0,137 мм.
По итогам сравнения результатов испытаний с расчетными величинами раскрытия трещин наиболее близкий результат показала методика расчета по [8]. Отклонение теоретических от фактического среднего значения составляет 3,5%. Можно сделать вывод, что допустимо применение способа определения ширины раскрытия трещин по напряжениям в хомутах призмы, при этом методика [8] даёт значения более близкие к фактическим, чем [12].
Графики сравнения деформаций представлены на рисунках 8 и 9. Результаты относительных деформаций призмы показали хорошую сходимость с результатами расчетов в программном комплексе. Так как в первую очередь контролировалась стабилизация деформаций и раскрытия трещин, а абсолютное значение деформаций не регламентировалось, то величины раскрытия трещин при измерении деформаций не учитывались.

Выводы

1. По результатам расчетов для локальной зоны анкера ОС-55 компании ООО «СТС» подобрано косвенное армирование, удовлетворяющее требованиям надежности и безопасности, имеющее меньшую массу (см. таблицу 2) и являющееся более технологичным при изготовлении и простым при монтаже. Данные преимущества обеспечиваются устройством косвенного армирования из одного стержневого элемента без необходимости соединять две спирали, выдерживая требования к перехлесту и контролируя их соосность.
2. Расчетная методика верифицирована по результатам испытаний. Основные контролируемые параметры показали хорошую сходимость.
3. Стало возможным выполнение предварительного математического моделирования для различных типов анкеров перед дорогостоящими натурными испытаниями.
4. Подход к математическому моделированию, верифицированный в данной работе по экспериментальным данным, позволяет продолжить исследование прочности локальной зоны анкеров со сложной геометрической формой для изучения влияния следующих факторов:
– сочетание различных классов бетона и арматуры;
– учет отклонений при изготовлении спирали;
– учет отклонений при монтаже (несоосность спирали и анкера).
5. После проведения дополнительных исследований, подтвержденных математическим моделированием и натурными испытаниями, необходимо разработать предложения по внесению изменений в своды правил по проектированию и контролю качества при монтаже в части анкерной зоны бетона.
Список литературы:
  • Eurocode 2: Design of concrete structures - Part 1-1: General rules and rules for build-ings. Brussels : European Committee for Standardization, 2004. 230 p.
  • Methodological guide. Eurocode 2 application to concrete highway bridges. Paris : SETRA, 2007. 294 p.
  • ACI 318-19 Building Code Requirements for Structural Concrete. Farmington Hills, MI : American Concrete Institute, 2019. 623 p.
  • AASHTO Load and Resistance Factor Design. Bridge Design Specifications, fifth edition. Washington, DC : American Association of State Highway and Transporta-tion Officials, 2010. 1623 p.
  • Post-Tensioning Manual, sixth edition. Chapter VIII Anchorage zone design. Phoe-nix, AZ : Post-Tensioning Institute, 2000. 46 p.
  • Monika Jain, Rajendra Khapre. Post-tensioned anchorage zone: A review // Struc-tures. 2022. №46. p. 31–48
  • Daniel Axson. Ultimate bearing strength of post-tensioned local anchorage zones in lightweight concrete. Blacksburg, VA: Virginia Polytechnic Institute and State Uni-versity, 2008. 92 p.
  • СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* [с Изменениями N 1, 2, 3 ]. М.: Стандартинформ, 2019. 340 с.
  • Е. Гибшман, М.Е. Гибшман. Теория и расчет предварительно напряженных же-лезобетонных мостов. – М.: Автотрансиздат, 1963. 393 с.
  • EAD-160004-00-0301. Post-tensioning kits for prestressing of structures. EU : pub-lishes by EOTA, 2016. 102 p.
  • СТО 95 12006-2017 Объекты использования атомной энергии. Система предварительного напряжения защитной оболочки реакторного отделения атомной электрической станции. Общие требования. М.: ГК «Росатом», 2017. 23 c.
  • СП 63.13330.2018 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные поло-жения [c Изменениями N 1, 2]. М.: ФГБУ "РСТ", 2022. 140 с.
Ссылка для цитирования:
Прочность узла анкеровки пучков напрягаемой арматуры при предварительном натяжении на бетон / В. Р. Камалтдинов, М. С. Марченко, В. С. Горячкин, В. В. Бойко, Р. Р. Тулумбаев // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024. № 4 (71), спецвыпуск. С. 35–44. DOI 10.52170/1815-9265_2024_71_35